Вторая беседа — о промысле.
Мы поговорим о том, как через сюжет в литературе раскрывается понимание Божьей воли. Один из самых ярких примеров промысла — пушкинская «Метель»: случайная встреча, которая не могла произойти, но всё же произошла. То же мы видим и в «Войне и мире»: князь Андрей оказывается в обозе раненых именно у Ростовых — невероятное совпадение, которое тем не менее случилось.
Когда мы оглядываемся на собственную жизнь, перед нами возникает цепь событий, кажущихся случайными, но в итоге складывающихся в удивительную мозаику, где каждый камешек занимает единственно возможное место. Стоит подвинуть хотя бы один — и нарушатся гармония и красота замысла. В христианской традиции такая последовательность «случайностей» называется Божьим промыслом.
Но есть и противоположная позиция — то, что можно назвать «антипромыслом». Её мы находим у В. В. Набокова: у него всё случайно, ничто не совпадает, события происходят беспричинно и бесцельно. Его мир — это пространство, лишённое высшего порядка, где линия судьбы никогда не складывается в узор.
И, наконец, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака — произведение, в котором мотив промысла перестаёт быть просто сюжетным приёмом и становится самим содержанием. Там есть знаменитый эпизод, где ничего не происходит: участники сцены ещё не знакомы и никогда не узнают друг друга; кроме автора, никто не догадывается, что судьба свела их в одной точке. Это промысел в чистом виде — символ единства жизней в Божьем замысле, о котором сами герои не имеют ни малейшего представления.
В этом отношении «Доктор Живаго» уникален: он показывает промысел не на уровне литературной условности, а на том уровне, на котором он существует в самой жизни.
Москва
Покровка, 27, стр. 1 (вход в арку со шлагбаумом)
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.